ГОТИКА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА: АНДЖЕЛА КАРТЕР

КРАСАВЧЕНКО Т.Н.

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН

Аннотация

Готический вектор в творчестве Анджелы Картер, одного из самых ярких британских прозаиков второй половины XX в., был постоянным. В постмодернистский период готические топосы, как показывает анализ ее романа «Машины адских желаний доктора Хоффмана» (1972) и повести «Кровавая комната» (1979), были те же, что и в прозе конца XVIII – начала XIX в.: злодей, его жертвы, за́мок, тайна, призраки, зловещие символы, рок, а вот социокультурные феномены, побуждавшие писательницу к созданию готических триллеров, – иными. Картер с ее магическим, ослепительным воображением и мощной энергетикой, по сути, бросала вызов тривиальности рационалистической цивилизации. Она обосновывала реальность фантастического, а литературу прошлого использовала как «фольклор образованных людей», создавая особую реальность. Это позволяет рассматривать ее творчество в русле теорий французских философов-постмодернистов: Ю. Кристевой – об интертекстуальности, Ж. Бодрийяра – о симулякре, Ж. Деррида – о деконструкции, Ж. Делёза – о «языке желания». Но британская литературная критика с ее традиционализмом, рожденным британской островной культурой, воспринимает «теорию», особенно во французском варианте, как умозрительный, искусственный феномен. Сама Картер в английском духе была против «классификаций» своего творчества.

Ключевые слова

английская литература; постмодернизм; готические топосы; мифы о Синей Бороде; мифы о Дракуле; симулякр; Ж. Бодрийяр; английский традиционализм versus французская теория.

DOI: 10.31249/lit/2023.04.11

Скачать текст статьи