доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения Института научной информации по общественным наукам РАН.
Диккенс общепризнанно считается критическим реалистом, сатириком, создателем по-шекспировски разнообразного художественного мира, населенного гротескными, карикатурными персонажами и насыщенного юмором, смехом, каламбурами. Однако анализ его романа «Холодный дом» (1853), написанного в начале зрелого периода его творчества, и «Тайны Эдвина Друда» (1870), его последней книги (завершить которую помешала смерть), – убеждает в том, что особую – философскую – глубину его прозе придает изображение готического – метафизически ужасного. В «Холодном доме» Диккенс, помимо традиционных готических топосов (тайна, прошлое, нависающее над настоящим, злодеи, кладбище), ввел топосы новые – викторианские: страшный город и Канцлерский суд как символ государственно-бюрократической системы, пожирающей людей; название романа имеет метафорический смысл: холодный дом – Англия. «Тайна Эдвина Друда» – готическая проза, также с викторианской спецификой. И в этом романе, написанном в жанре остросюжетного детектива, в центре внимания писателя – Англия, на этот раз как страна, которую давит груз архаики. Но еще более здесь Диккенса интересует человек как источник зла. По сути, это роман о противостоянии Бога и дьявола как основе бытия человека.
английская литература XIX в.; викторианство; творчество Диккенса; традиционные и новые готические топосы.