ВСЕГДА ЛИ СМЕХ ОСВОБОЖДАЕТ? Рецензия на кн.: ДОБРЕНКО Е., ДЖОНССОН-СКРАДОЛЬ Н. ГОССМЕХ: СТАЛИНИЗМ И КОМИЧЕСКОЕ. – Москва : Новое литературное обозрение, 2022. – 768 с.

ЮРЧЕНКО Т.Г.

старший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН

Аннотация

Полемизируя с широко распространившимся (после книги М.М. Бахтина о Рабле) мнением, что смех всегда антитоталитарен, демократичен, направлен на разрушение общепринятых норм, отменяет страх и способствует освобождению личности, авторы рецензируемого издания показывают, как при сталинизме смех становится средством тоталитарного контроля и подчинения. Это – санкционированный и несмешной смех, направленный на создание образа «народа» и опирающийся на архаическое мировоззрение вчерашних крестьян. Именно поэтому он противостоит либерализму и модерности и сближается с популизмом.

Ключевые слова

официальная культура; смех; комическое; сталинизм; советское искусство; социалистический реализм; популизм.

DOI: 10.31249/lit/2023.02.05

Скачать текст статьи