младший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН
Идеи немецкого драматурга, поэта-романтика Людвига Тика (1773–1853), предвосхитившего дальнейшие тенденции развития театрального искусства, повлияли на многие режиссерские концепции. Новая модель театральной условности активно разрабатывалась русскими символистами на сцене начала XX в. В статье рассматривается адаптация сценических принципов Тика и немецких режиссеров романтизма В.Э. Мейерхольдом, которого по праву считают модернизатором русской сцены. Его театральные приемы во многом построены на принципах, созвучных с представлениями Тика о драматургии. Так, пьеса А.А. Блока «Балаганчик» содержит ряд образов из драм Тика, а спектакль Мейерхольда по этой пьесе стал важным этапом в формировании новых основ театральности в России.
Людвиг Тик; драма; театр; пьеса в пьесе; романтизм; символизм; А.А. Блок; В.Э. Мейерхольд; театральная условность.