доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН
Предмет анализа в статье – пасторальные романы некогда популярного французского писателя Жан-Пьера Клари де Флориана, созданные в конце эпохи Просвещения. Эти произведения появляются на фоне активной рефлексии о пасторальном жанре и фиксируют процесс натурализации пасторального идеала в сентиментализме. Начав с перевода-переделки испанского пасторального романа эпохи Возрождения – «Галатеи» Сервантеса, Флориан затем рисует идиллическое прошлое родного края в романе «Эстелла». Герои его пасторалей – не благородные господа, как в образцовом барочном пасторальном романе «Астрея» О. д’Юрфе, не рефлексирующее сообщество ренессансных интеллигентов, как в «Галатее» Сервантеса, а простые сельские жители, безмятежному существованию которых завидуют горожане. Чувствительность и морализация выходят в сентименталистских пасторалях Флориана на первый план.
метажанр; пасторальный роман; идиллия; сентиментализм; руссоизм.