«ВЕСНА» В НЕМЕЦКОЙ ПОЭЗИИ: НАДЕЖДА, РАДОСТЬ, НОВОЕ РОЖДЕНИЕ?

Соколова Е.В.

Соколова Елизавета Всеволодовна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом литературоведения Института научной информации по общественным наукам РАН.

Аннотация

В статье на материале обширной тематической выборки немецкоязычной поэзии (от миннезанга до современности) рассмотрены основные образы и мотивы, конституировавшие поэтическую картину весны в разные эпохи. Показано, что в традиционном (позитивном) раскрытии образа весны, достигшем кульминации в первой половине XIX в., отчетливо слышны мотивы радости, пробуждения, обновления, преображения, нового начала; особую роль играют метафоры воды, звучания и цвета. Однако на рубеже ХХ в. в стихотворениях о весне выявляются новые тенденции: все чаще встречаются мотивы, считавшиеся ранее «зимними», – тишины, скованности, смерти. А во многих поэтических антологиях конца ХХ – начала XXI в. очевидно уже и количественное преобладание «зимних» по своей образности стихотворений над «весенними» (что может косвенно указывать на ослабление вынесенных в заглавие статьи «весенних» аспектов «коллективного бессознательного»).

Ключевые слова

немецкоязычная поэзия; образы и мотивы немецкой лирики; «весна» в поэзии; стихи о весне.

DOI: 10.31249/lit/2022.01.01

Скачать текст статьи