Пушкинские мотивы и подтексты в лирике М.И. Лопатто

Коровашко А.В.

Коровашко Алексей Валерьевич – доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Аннотация

Статья посвящена пушкинским мотивам и подтекстам в лирике Михаила Иосифовича Лопатто (1892–1981) – поэта и прозаика, начавшего свой творческий путь еще до революции (первый сборник стихов М.И. Лопатто, «Избыток», вышел в 1916 г. в Петрограде), но после отъезда из России в 1920 г. публиковавшегося уже только во Франции и Италии. Интертекстуальный диалог с пушкинским поэтическим наследием проявляется у М.И. Лопатто в пяти основных формах: прямое обращение к стихотворениям классика, устраняющее какие-либо сложности в их идентификации; их неполное («метонимическое») называние и воспроизведение, предполагающее хотя бы минимальную осведомленность читателя в истории русской поэзии; отсылка к пушкинским произведениям, не содержащая прямых цитат, но, благодаря легко узнаваемой образности, безальтернативно трактуемая как результат заочного диалога с ними; использование ритмико-синтаксических формул, восходящих к пушкинским текстам и сохраняющих частичное лексическое тождество с первоисточником; гипотетически опознаваемые аллюзии, доказательность существования которых обеспечивается не столько дискурсивными суждениями, сколько предположениями интуитивного характера.

Ключевые слова

А.С. Пушкин; М.И. Лопатто; интертекстуальный диалог; пушкинские мотивы; продолжения пушкинских произведений.

DOI: 10.31249/lit/2024.02.14

Скачать текст статьи