НЕМЕЦКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XX–XXI вв.©

ЧУГУНОВ Д.А.

доктор филологических наук, профессор кафедры истории и типологии русской и зарубежной литературы Воронежского государственного университета

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье является возникновение и развитие немецкой экспериментальной литературы – феномена, связанного с поиском новых форм отображения стремительно меняющейся действительности на рубеже XX–XXI вв. Значительную роль в этом сыграло внедрение в широкую общественную жизнь компьютерных технологий. Одним из первых художественных опытов в немецкой литературе, связанных с электронной формой текста, было произведение З. Беркенхегер «Время для бомбы» (1997). За ним последовали опыты Р. Гётца «Мусор для всех» (1998–1999), проекты «Ноль» (1999– 2000) Т. Хеттхе и Я. Хензель и ampool.de (2000) С. Лагера и Э. Наттерс. Все они не только продемонстрировали широчайшие возможности «гипертекста», но и обозначили ключевые проблемы новой экспериментальной литературы, обусловленные неоднозначным пониманием новизны и художественности повествования. Электронное представление текстов не смогло подтвердить, что подобная форма ближе к реальности, чем тексты, напечатанные на бумаге. По этой причине электронные формы художественных произведений по-прежнему находятся в положении дополняющих по отношению к печатной литературе.

Ключевые слова

немецкая экспериментальная литература; З. Беркенхегер; Р. Гётц; «Ноль»; ampool.de.

DOI: 10.31249/lit/2023.04.12

Скачать текст статьи